В XIV веке постепенно проникала сюда колонизация. Она шла в трех направлениях: во-первых, сюда - в дремучие леса - бежали разного рода преступники, ища защиту от суровых законов государства. Здесь они строили «починки на лесе» (деревянные избушки в лесу), занимались охотой, добычей дикого меда, ловлей рыбы, а также не бросали и своего занятия - разбоя. Во-вторых, сюда тянулись монахи, отшельники из Московского края, и основывали здесь пустынные скиты (монастыри). В-третьих, сюда государство посылало своих воинов, которые укрепляли оборону страны и несли сторожевую службу.
Впервые сообщение о селе Богословском (Куркино тож) В. А. Казанский нашел в архивных материалах, относящихся к 1676 году. Само поселение, несомненно, возникло раньше, так как по реке Вязовне, протекавшей по северной окраине Куркино, уже во второй половине XVI века стояла постоянная пограничная стража из Дедилово, Епифани и Данкова. Воины строили для себя жилье. Вблизи таких сторожевых пунктов, как правило, селились и гражданские люди, которыми в XVII веке и был построен храм Иоанна Богослова, по храму село стало называться Богословским.
Поместным приказом от 1676 года царь Алексей Михайлович Романов по прозванию Тишайший незадолго до своей смерти повелел передать село Богословское Данковского уезда (ныне Куркино) в поместное владение известному московскому стольнику - полковнику Юрию Петровичу Лутохину, отличившемуся своими ратными заслугами перед государством Московским. И как повелось в традициях Руси тех лет село стало именоваться Лутохино.
Старожилы села рассказывают, что в 1916 году в школе священник зачитывал записи из церковной книги. Они гласили, что на месте нашего села Куркино некогда были сплошные буераки, ямы. В то время Русь переживала частые набеги татар. Куркино неоднократно выжигалось иноземцами дотла. Но зновь возрождалось его неутомимыми обитателями. Здесь проходил Рязанско-Елецкий тракт, по нему часто тянулись купеческие конные обозы с товарами. И здесь их часто встречала группа разбойников во главе с Куркой, грабили купцов. Те, кому посчастливилось проехать это опасное место без происшествий, заезжали в село Кресты и от радости молились или служили в церкви молебен. Поэтому село и стали именовать - Кресты. Если же купец держал путь в противоположную сторону, то снова, благополучно миновав разбойную засаду в селе Куркино, мог благодарить судьбу в селенье Кинь-Грусть.
Но это, скорее всего, красивая легенда, хотя имеющая под собой основа- -ие. Известно, что село Кресты возникло намного раньше Куркино и называлось, как рассказывают старожилы, Иваново-Зиновьево. Но когда хозяином села стал помещик, обрусевший немец генерал-майор Пфеллер (в народе Филлер), он назвал село Крестами, так как здесь пересекались большие"" дороги, идущие на Лебедянь, Данков, Богородицк.
Да и существование Куркино в Московской области тоже ставит под сомнение название нашего поселка. Ведь не может действовать банда разбойников одновременно в разных местах. Но есть предположение, что из Курска выселяли часть крестьян и расселяли их на территории государства. Этих выходцев называли «курцы», «куряне», так что большая вероятность, что именно выселенные крестьяне и дали название нашему селу - Куркино.
Лишь Петру I, вошедшему в силу царского правления, удалось прибрать к рукам южные земли. В 1708 году в числе иных российских городов и весей верхнего и среднего Подонья (в том числе и село Куркино) царь отписал на свое имя, говоря современным языком, ввел прямое царское правление.
Таким образом, куркинцы были введены в разряд дворцовых крестьян, поставлявших своих сынов в рекруты на земельные работы под Епифань, Данков, Лебедянь, Ефремов, а иногда и под Воронеж на строительство верфей и шлюзов на Дону и его притоках.
В начале 40-х годов XVIII века, во времена правления Анны Ивановны, Куркино вновь было отписано в поместное владение. Новым хозяином Куркино стал полковник Преображенского полка А. В. Вангер (обрусевший немец). Не получив от этого поместья желаемых барышей на производстве и продаже хлеба, спустя десятилетие, Вангер продал поместье жене епифанского городского дворянина И. Б. Игнатьева, потомки которого и владели наибольшей частью куркинских земель вплоть до самой революции 1917 года. Ему принадлежала не только земля, но и власть на селе, так как он занимал должность земского начальника, ибо на селе было волостное управление. Он судил и миловал. «Игнатьев на вид был низкого роста, хлипкого телосложения, тщедушный, один глаз с косинкой. Всегда любил ездить верхом, а впереди бежали два рослых борзых пса. На вид будто бы немудрящий, а сколько зла в нем было! Он никогда не выпускал из рук плетку. Если кто попадет к нему под горячую руку, запорет».
После отмены крепостного права в 1861 году часть куркинских земель была выкуплена оборотистыми предпринимателями - Сычевым, Миллером, Вознесенским. Становится помещиком и Засядько, получивший после своей тетушки Елены Александровны Засядько по ее духовному завещанию в наследство Куркинское имение.
В молодости он был «на службе его величества»: служил офицером в одном из кавалерийских полков, прославленно-христианского воинства крепостной России. Выйдя немедленно в отставку, Засядько поселился одиноким обывателем в Куркинской усадьбе своей покойной тетушки, имея твердое намерение «посвятить себя сельскому хозяйству». Как и следовало ожидать, его труд на пользу сельского хозяйства явился продолжением службы его величеству. Засядько непрерывно пьянствовал, жил в одиночестве. Куркинское имение находилось в глуши: до любого города было не менее сорока верст.
В первой половине XIX века в селе постепенно начала развиваться мелкая торговля. Куркино стояло на бойком месте, на большой дороге, соединявшей Москву с югом страны. Это обстоятельство являлось выгодным в экономическом положении. В селе появились торговые ряды, лавки, трактиры, пивные. Село становилось торговым.
В центре торговали купцы и мещане. В двухэтажном доме был трактир купцов братьев Сычевых, а сзади дома - их мельница с крупорушкой. Вывеска на доме гласила «Трактир с вином, распивочная на вынос». При трактире имелись так называемые вышибалы - здоровенные верзилы.
Облик центра села представлял собой следующую картину: «Расположенные в один ряд вдоль дороги кирпичные избы с тремя окнами на улицу. Остальные три стены во всех избах без окон, ибо выход в сени, во двор и в стену соседней избы». Село было зажато двумя усадьбами помещиков. Куркино могло застраиваться только с одной стороны дороги. Желающим поселиться в селе отводились усадебные участки, допускавшие постройку одной избы о двух половинах. Избы тянулись сплошь без проулков. Ряд изб был даже расположен под одной крышей и притом соломенной. В случае пожара крыши избы выгорали вдоль всего села. Последний такой пожар был в 1911 году, после чего крыши поставили крытые листовым железом. Реки, леса не было. Были искусственные пруды, где поили скот и стирали белье. Для питья были вырыты колодцы с очень малым расходом воды. Каждый человек утром мог израсходовать не более одного стакана воды на умывание. Зимой колодцы часто заносило снегом, и опустить туда ведро было невозможно. Тогда приходилось использовать снег. Дома освещались тусклыми керосиновыми лампами.
Культурный уровень жизни села в это время был очень низкий. В Куркино никаких культурных учреждений - клубов или библиотек - не было.
Приезжали, от случая к случаю, странствующие артисты и обычно в трактире делали представление в виде несложных цирковых номеров. Конечно, приходила посмотреть представление вся знать села. Но церковные праздники отмечались особо. Обычно на Пасху в селе устанавливали качели. На Рождество ребята ходили по домам Христа славить. Престольным праздником в Куркино был Иоанн Богослов. В эти дни совершались все сельские свадьбы. В церкви целый день проходили венчания молодых.
Куркинские два священника не успевали повенчать всех, тогда приглашали попа из соседнего села Андреевки. В это время церковным старостой был помещик Вознесенский, который не жалел на благоустройство храма средств. Конечно же, средства шли и от прихожан.
На улице иногда можно было видеть шарманщика, который наигрывал «Разлуку», а попугай вынимал «билетики со счастьем» за две-три копейки. «Помню я первый граммофон с большой трубой, - вспоминала учительница- пенсионерка А. Пономарева, - с которым ходили по домам села и проигрывали две-три пластинки. Ребятишки толпой бегали за этим граммофоном, а старушки заглядывали в трубу, крестились и отмахивались рукой, считая, что это говорит нечистая сила, которую слушать грешно"
Как-то в село просочилась молва, будто тульский губернатор весной проездом должен посетить Куркино. Помещики зашевелились. Волостное управление мобилизовало крестьян на благоустройство дороги. В селе начался переполох. Все население было поставлено на ноги. Целыми днями мужики и бабы заравнивали скребками рытвины, выбоины, ухабы. Так сказать, приводили куркинские дороги в порядок. Много было пролито крестьянского пота, но оказалось все напрасно. Губернатор так и не заглянул в куркинские окрестности.
В селе были две школы. Примерно в 1865-1867 годах была открыта церковноприходская школа. Первым учителем был местный дьячок - Иван Серпионович Спасо-Преображенский. В школе обучались сельские мальчишки разного возраста. «Дьячок их учил читать по-русски и по-церковнославянски, а писать только по-русски. «В цифири (арифметике) сам учитель чувствовал себя не особенно твердым, - вспоминал А. П. Ермаков. - Поэтому изучение цифири школьниками часто чередовалось со стоянием в углу комнаты на коленях или просто на деревянном полу, или иногда на специально рассыпанном горохе. Такие «принудительные меры» изучения наук тогда считались целесообразными». В школе учащиеся изучали «Закон Божий».
Старожилы Г. И. Давыдов, А. П. Пронин и А. И. Комков рассказывали, что перед первой мировой войной, примерно в 1910 году, купечество и крестьяне обратились с просьбой к помещикам Игнатьеву и Вознесенскому построить в селе здание еще одной школы. Те сначала согласились, но потом отложили это дело. Каждому из них хотелось школу построить на своей земле, чтобы оставить память о себе. Время шло, а школу они так и не построили. Аналогичный случай вышел с постройкой больницы. Таким образом, крестьянам приходилось при недуге ехать либо в город Данков, либо отправляться в Никитскую или михайловскую больницы. В этих селах местные помещики сумели построить больницы. Более серьезные болезни там тоже не лечили. Приходилось ехать в Тулу. В селе была большая смертность среди детей - до сорока пяти процентов.
Собственного здания эта школа не имела, и классы размещались в нескольких арендованных зданиях у куркинских граждан. Старшие классы находились в доме Сычевых, а другие в доме Гробовниковых. Учителя, чтобы дать уроки в разных классах, вынуждены были переходить из одного здания в другое. Руководить работой такой школы было очень трудно.
Обучение детей в этой школе было не обязательным и платным, поэтому учились в ней только дети купцов и торговцев. Крестьянских же детей попадало в школу очень мало. Те учащиеся из крестьян, которые четыре года учились в церковноприходской начальной школе, большей частью на этом и заканчивали свое образование.
В высшей начальной школе обучение было семилетним. Учителей-специалистов тогда не хватало, и многие из них вели несколько предметов. Количество учителей в высшем начальном училище не превышало десяти, а учащихся было сто двадцать девять - сто тридцать.
В 1899 году в эксплуатацию была введена железная дорога Смоленск-Козлов (ныне Мичуринск).
Ее тянули с полустанка Баловинки до наших мест. Начиная от деревни Лучки, хотели первоначально проложить ее через деревню Клешня. Уже были поставлены колышки. Но в то время сложилась молва, будто куркинские купцы подсунули крупную сумму денег инженеру, возглавлявшему строительство дороги, с тем, чтобы станцию поставить в черте Куркино. Клешня осталась в десяти километрах от станции. Словом, купечество сделало свое дело и не ошиблось. С вводом в эксплуатацию железной дороги село начало значительно раньше.
Примерно в апреле 1917 года народ в селе разоружил полицию. В это время начал создаваться волисполком. В состав его вошли представители разных слоев населения. Были в нем и революционно настроенные люди, среди них Палагин, Терешкин, Курвяков и другие.
Но сначала волостной исполнительный комитет некоторое время действовал не в пользу крестьян: здесь сказывалось влияние меньшевиков. И только в конце 1917 пода жители Куркино окончательно разделались с эксплуататорами, разгромили барские усадьбы. Землю, скот, инвентарь раздали бедноте.
В 1947 году, после отмены карточной системы, заметно стала улучшаться торговля продуктами питания, начались сдвиги в бытовом обслуживании населения. В конце 50-х годов в Куркино была подведена высоковольтная электролиния. А вскоре в домах загорелись «лампочки Ильича», зашумели электромоторы. Жизнь преображалась с каждым днем.